20 правил фотографии, которые помогут вашим снимкам выглядеть лучше

У каждого человека, увлеченного искусством фотографии, есть свои любимые техники и способы добиться потрясающих эффектов, и конечно, нет строгих определений, какие из них более правильные, а какие менее. Тем не менее, существует 20 основных правил, благодаря которым фотографии могут стать гораздо более красивыми и грамотными.

Прежде всего, необходимо определиться с термином «композиция». Что это такое? Композиция — это о том, как различные элементы изображения расположены в кадре.

Как уже говорилось, это не какие-то строгие правила, это своеобразный гид. Кое-что из этого существовало на протяжении тысячелетий, и сегодня это помогает добиться идеальных изображений. Руководствуясь одним или несколькими из этих правил, вы сможете снять идеальные фото, которыми будете гордиться.

Секретами делится фотограф Барри О’Кэррол.

1. Правило третей

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Правило третей очень простое — вы разбиваете изображение на 9 равных прямоугольников — 3 по горизонтали и 3 по вертикали. Многие производители современной техники включили в свои фотоаппараты возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени.

Идея заключается в том, чтоб расположить главный элемент (элементы) изображения вдоль одной или нескольких линий или на их пересечении.  Чаще всего люди стремятся поместить главный элемент в центр кадра, но это не всегда стоит делать.

На этом фото я разместил горизонт примерно вдоль нижней трети кадра, а самые большие и самые близкие деревья — вдоль линии справа. Фотография не имела бы того же эффекта, если бы более крупные деревья были помещены в центре кадра.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

На этой фотографии площади в Старом городе, в Праге, я поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от кадра.

2. Центрированная композиция и симметрия

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Несмотря на то, что выше я посоветовал не располагать главные элементы в центре композиции, есть случаи, когда необходимо сделать прямо противоположное!  Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции.

Этот мост Хапенни в моем родном городе Дублине был идеальным кандидатом для центрированной композиции. Архитектура и дороги часто играют идеальную роль для таких композиций.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Сцены, содержащие отражения, —  также отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии я на самом деле использовал и правило третей, и правило симметрии, чтобы создать такую сцену. Дерево расположено справа от центра, но идеальная зеркальная гладь озера обеспечивает симметрию. Часто можно комбинировать несколько руководящих принципов композиции в одной фотографии.

3. Передний план и глубина

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Иногда фокус на переднем плане является отличным способом добавить изображению глубины. По сути своей, фотографии являются 2D-изображениями. Использование принципа переднего плана помогает достичь 3D-эффекта.

На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке — идеальный пример переднего плана. Особенно хорошо работает этот принцип с широкоугольными объективами.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Эти фотографии были сняты в Дублинском доке. Фокус на переднем плане добавляет композиции глубины. Эти крюки находились на расстоянии нескольких метров от меня, когда я делал эти снимки. Используя принцип глубины, мне удалось показать и предмет, к которому я находился близко, и здания, и мосты, которые находились в отдалении.

4. Кадр в кадре

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Использование этого принципа — это еще один прекрасный способ добавить изображению глубины. Арки, проемы, нависающие ветви деревьев — все это идеально подойдет для создания композиции. Они не обязательно должны обрамлять весь кадр, чтобы быть эффектными.

На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, я использовал арку как рамку для Кампанилы Св. Марка , что в дальнем конце площади. Такой способ передачи изображений был свойствен живописи эпохи Ренессанса, как средство передать глубину.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Рамки не обязательно должны быть объектами, созданными людьми — арками, мостами, окнами. Это фото было снято на открытой местности в графстве Килдэр в Ирландии. На этот раз я использовал ствол дерева справа и его нависающие ветви, чтобы создать «рамку» для вида дома с лодкой и мостом. Обратите внимание: несмотря на то, что «рамка» не обрамляет изображение полностью, она все-таки придает ему достаточную глубину.

5. Ведущие линии

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Ведущие линии помогают вести зрителя через изображение и сосредоточить его внимание на важных элементах. Все, начиная от дорожек, стен или узоров — может быть использовано в качестве ведущих линий.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Ведущие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле изогнутые линии могут быть очень привлекательными для создания композиционной особенности.

В этом случае путь приводит зрителя в правый угол кадра перед тем, как повернуть влево по направлению к дереву.  Я также использовал правило третей при создании этой композиции.

6. Диагонали и треугольники

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Часто говорят, что треугольники и диагонали способны добавить изображению «динамическое напряжение». Что это такое? Объяснить это не совсем просто. Посмотрите на это с другой стороны: горизонтальные и вертикальные линии, как правило, говорят о стабильности. Человек, стоящий на горизонтально ровной поверхности будет казаться довольно стабильным (если только он не вышел из пивного бара в 2 часа ночи). Но поставьте этого же человека на покатую плоскость — и он уже будет казаться менее стабильным. Это визуально создает определенный уровень напряженности. Мы не настолько привыкли к диагоналям и наклонным поверхностям в ежедневной жизни, и это подсознательно предполагает нестабильность. Включая треугольники и диагонали в наши фотографии, мы можем создать ощущение «динамического напряжения».

Это фото моста Сэмюэля Беккета в Дублине включает в себя множество треугольников и диагоналей. Сам мост фактически является треугольником. Есть также несколько «подразумеваемых» треугольников. Обратите внимание на то, что ведущие линии справа все диагональные и образуют треугольники, которые сходятся в одной и той же точке.  Это и есть подразумеваемые треугольники.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

На этой фотографии Отеля-де-Виль в Париже, подразумеваемые треугольники и диагонали создают ощущение динамического напряжения. Мы не привыкли видеть в нашей повседневной жизни здания, стоящими под углом.  Это слегка противоречит нашему чувству равновесия. Это и есть то, что создает визуальное напряжение.

7. Паттерны и текстуры

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Человеческому глазу всегда приятны орнаменты и узоры, они визуально привлекательны и предлагают гармонию. Паттерны могут быть созданы человеком, как серия арок или как лепестки цветов. Включение таких моделей в фотографии — всегда хороший способ создать приятную композицию. Менее правильные текстуры также могут быть очень приятны на глаз.

Эти две фотографии были сняты в Тунисе. Здесь я использовал паттерны брусчатки, чтобы привести глаза зрителя к куполообразному зданию. Само здание включает в себя еще один паттерн —  в виде ряда арок. Куполообразную крышу также дополняют закругленные арки.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

На этой фотографии, мне очень понравилась текстура каменной работы на земле. Это менее правильная текстура, чем орнамент брусчатки на первой фотографии, но игра света и тени на поверхности просто великолепна. Интересные текстуры также просматриваются на стенах и крыше прохода. Вы также можете заметить, что арка создает эффект «кадра в кадре» вокруг человека и кафе на другой стороне арки.

8. Правило «шансов»

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

В мире фотографии есть, конечно, много «шансов», но «правила шансов» — это что-то совсем другое. Правило говорит о том, что изображение является более визуально привлекательным, если в нем присутствует нечетное число предметов. Теория предполагает, что даже количество элементов в сцене играет свою роль, поскольку зритель не уверен, на каком из них стоит сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легче воспринимаемое на глаз. Честно говоря, я думаю, что есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях.

Эта фотография является примером господства шансов. Я намеренно создал такую сцену, чтобы включить в нее три арки. Я думаю, что две арки не смотрелись бы так хорошо и, возможно, разделили бы внимание зрителей. Кроме того, так получилось, что в кадр попали три человека. В этой композиции я также использовал паттерны и «кадр в кадре».

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

На этой фотографии двух гондольеров в Венеции вы видите, что я полностью проигнорировал правило шансов. Ваше внимание может переместиться от одного гондольера к другому и обратно. Однако это именно то, что представляет собой разговор между двумя людьми. По этой причине, я думаю, что даже количество субъектов работает в данном случае.

9. Заполните кадр

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Заполнение кадра объектом съемки таким образом, чтобы не оставалось места ни для чего больше — это иногда достаточно эффектный способ сделать хороший снимок. Он помогает полностью сосредоточиться на главном объекте без каких-либо отвлекающих факторов. Это также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы объект был сфотографирован дальше.

На этой фотографии вы видите, что я полностью заполнил кадр изображение морды льва, что позволяет зрителю рассмотреть даже самые мелкие детали — глаза, мимику, гриву, морщины, текстуру шкуры.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Снимая собор Нотр-Дам в Париже, я оставил крайне мало свободного места в кадре. Это сделано для того, чтобы зритель сосредоточил свой взгляд на изумительных деталях фасада.

10. Отрицательное пространство

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

И снова я буду противоречить себе! Выше я сказал, что надо полностью заполнять кадр, чтобы добиться хорошего эффекта, а сейчас скажу, что этого можно и не делать, и эффект будет не хуже! «Отрицательное» пространство вокруг объекта съемки тоже может быть очень привлекательным. Это создает ощущение простоты и минимализма. Как и заполненный кадр, это помогает зрителю сфокусироваться на главном объекте, не отвлекаясь.

Эта фотография гигантской статуи бога Шивы на Маврикии является хорошим примером использования негативного пространства. Статуя, очевидно, является главной темой изображения, но у меня осталось много пространства, заполненного только небом вокруг нее. Это акцентирует наше внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. В этой сцене нет ничего сложного. Я также использовал правило третей, чтобы поместить статую справа от кадра.

11. Простота и минимализм

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Часто говорят, что «меньше значит больше». Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

На первом снимке я увеличил несколько капель росы на листе растения — это так просто и так красиво! Хороший макро-объектив может быть очень полезным инструментом для создания такого типа фотографий.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

На второй фотографии дерева на рассвете, я использовал очень простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание на дереве. В этой фотографии также используется «негативное пространство», чтобы создать ощущение простоты и минимализма. Я также использовал правило третей и ведущих линий в композиции.

12. Изолируйте объект

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Использование малой глубины резкости, чтобы изолировать объект, является очень эффективным способом упрощения композиции. Используя широкую апертуру, вы можете размыть фон, который мог бы отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов.

На этой фотографии кошки, прячущейся в ящике, я установил апертуру F3.5, которая очень широкая и приводит к очень размытому фону. Это акцентирует внимание на кошке, поскольку размытый фон теперь становится менее отвлекающим.

13. Измените угол зрения

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Большинство фотографий снимаются на уровне глаз. В данном случае, фото сделано с высоты нескольких метров над землей. Такой способ фотографирования — выше или ниже привычного уровня — дает изображениям новую наполненность и придает новую привлекательность уже знакомым и узнаваемым видам. Я часто видел фотографов дикой природы в частности, лежащих в грязи на их животах, чтобы получить идеальный снимок.

Это фото Парижа в ночное время было снято с крыши башни Монпарнас в 15-м округе. Всякий раз, когда я посещаю новый город, я всегда стараюсь узнать, есть ли в нем какие-либо здания со смотровыми площадками, чтобы сфотографировать город сверху. Это дает шанс снять захватывающий вид на город, особенно в ночное время.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Иногда снять идеальный кадр означает промочить ноги.

Это фото снято на речке в графстве Лимерик, Ирландия. На самом деле, мне пришлось прождать довольно долго, чтобы прошел дождь и выглянуло солнце. Но это стоило того — спуститься вниз и сфотографировать воду, стоя в ней, чтобы создать впечатление, будто это маленький водопад.

14. Посмотрите на конкретные комбинации цветов

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Использование цвета — это сам по себе довольно часто забывающийся композиционный инструмент. А между тем, теория цвета — это то, с чем очень хорошо знакомы  графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга и могут быть визуально очень бросающимися в глаза.

Посмотрите не это цветовое колесо. Вы видите, что все они расположены в определенных сегментах. Сегменты, которые расположены напротив друг друга, называются «дружественными цветами». Используйте эти сочетания, чтобы создать идеальное изображение.

Вы когда-нибудь замечали, как много рекламных плакатов или кино-афиш используют сочетание синего и желтого/оранжевого цветов? Все это делается сознательно, чтобы привлечь внимание и задержать ваш взгляд.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Я использовал контраст синего и желтого, снимая это здание в Дублине. Желтые оттенки освещенного здания прекрасно гармонируют с темно-синей водой.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Красный и синий — также дружественные цвета на цветовом колесе. Торговый центр Дублина был освещен красным светом на прошлое Рождество, и это очень здорово контрастировало с синевой вечернего неба. Если бы это фото было сделано позже, ночью, оно было бы менее эффектным, потому что ночное небо казалось бы почти черным на фоне яркого красного света, и это было бы слишком контрастно.

15. Правило пространства

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Правило пространства касается направления, в котором движется объект съемки. К примеру, если вы снимаете движущийся автомобиль, то в кадре перед ним должно быть больше свободного пространства, чем позади него. Это показывает, что ему есть куда двигаться. Вот как на этом фото. Лодка находится в левой стороне кадра и перед ней гораздо больше пространства, чем сзади нее. Мы мысленно представляем себе направление ее движения.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Это же правило распространяется на фотографии людей. Правило пространства предполагает, что субъект должен «смотреть в кадр», а не «за него». Взгляните на музыканта в фотографии выше. Я снял его так, чтобы он находился в левой стороне кадра. Он смотрит по направлению вправо (когда мы смотрим на это фото), таким образом, он находится в рамках кадра. Если бы он смотрел в другую сторону, это выглядело бы, как будто он смотрит влево, а значит — за рамки кадра, и это было бы противоестественно. А так, глядя на его лицо, далее мы перемещаем взгляд на парня, опирающегося на перила и на танцующую пару позади него.

16. Правило «слева направо»

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Бытует мнение, что мы «читаем» фотографии слева направо, наподобие того, как мы читаем любые тексты. По этой причине считается, что любое движение в кадре должно передаваться в направлении слева направо. Все это очень хорошо, но, вероятно, в основном для людей из тех стран, где привыкли читать именно слева направо. Хотя я видел не мало фотографий, на которых движение передается справа налево.

На этой фотографии вы видите женщину, гуляющую со своей собакой в Парижском парке. Направление движения передается слева направо. Вы также видите, что перед ними больше пространства, чем позади них. Кроме того, для этой фотографии я использовал правило третей и кадр в кадре.

17. Баланс элементов в кадре

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Первое правило, которое мы рассмотрели, было правилом третей. Оно о том, что объект съемки должен располагаться вдоль одной из вертикальных линий сетки. Иногда это может привести к дисбалансу в кадре: это может оставить своего рода «пустоты» в остальной части кадра.

Чтобы избежать этого, вы можете составить композицию так, чтобы она включала в себя вторичный объект меньшей важности или меньшего размера на другой стороне кадра. Это уравновешивает композицию, не привлекая слишком много внимания и не отвлекая от основного объекта съемки.

Посмотрите на это фото фонарного столба на мосту в Париже. Сам фонарь расположен на переднем плане в левой стороне кадра. Эйфелева башня на дальнем плане уравновешивает этот вид.

Возможно, вы скажете, что этот снимок противоречит правилу отрицательного пространства из пункта 10. Также это расходится с правилом шансов, поскольку мы видим тут четное число элементов в сцене. Но, как я и говорил в самом начале, в творчестве нет нерушимых правил и жестких рамок. Некоторые принципы противоречат друг другу, и это нормально. Некоторые принципы хороши для одних снимков и не подходят для других. Это дело опыта и экспериментов.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Это фото было сделано в Венеции. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. Башня церкви поодаль обеспечивает баланс на другой стороне. Это также оказывает вторичный эффект на композицию. Башня церкви на расстоянии, очевидно, гораздо больше, чем фонарный столб в реальной жизни. На фотографии она кажется меньше, поскольку находится далеко. Это помогает добавить ощущение глубины и масштаба в сцену.

18. Противопоставление

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Противопоставление является очень мощным инструментом в композиционной фотографии.

Противопоставление означает включение в композицию двух или более элементов, которые могут либо контрастировать друг с другом, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль, что позволяет фотографии «рассказать историю».

Посмотрите на это фото, снятое в Париже. Вы видите в нижней части кадра аккуратно сложенные книги, над ними — почти беспорядочно свисающие плакаты, а поверх всего этого — величественно возвышающийся собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина является воплощением порядка и структурности на фоне неорганизованности книжных лотков. Эти элементы противоречат другу друг и вместе с тем прекрасно сочетаются, создавая цельную картину. Они представляют город Париж по-разному. Они рассказывают историю о двух различных элементах города.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografi

Это фото тоже было снято во Франции, в маленькой деревеньке. Старый Citroen 2CV отлично смотрится на фоне второстепенного элемента — типичного французского кафе. Эти два элемента прекрасно дополняют друг друга. Человек, сидящий спиной к нам, является владельцем автомобиля, и он удивился, когда я спросил, могу ли я сфотографировать его автомобиль. Он спросил, почему я хочу сфотографировать «эту старую вещь». Казалось, он даже не понял, что невольно создал квинтэссенцию типичной французской сцены, припарковав свое авто перед частным кафе.

19. Золотой треугольник

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Правило золотого треугольника работает по аналогии с правилом третей. Только вместо сетки прямоугольников мы делим фрейм диагональной линией, идущей от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов, ведя их к диагональной линии.

Две короткие линии идут к диагональной линии под прямым углом, как это показано на фото ниже.

Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ съемки помогает нам ввести элемент «динамического напряжения», о котором мы узнали в пункте 6. Как и с правилом третей, мы используем линии (треугольники, в данном случае), чтобы помочь выделить положение различных элементов в сцене.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Эта фотография использует «правило треугольников» более деликатным способом. Головы статуй создают «подразумеваемый треугольник». Эта линия ведет нас к Эйфелевой башне на заднем плане. Короткая линия справа проходит в точности между двумя статуями. Короткая линия слева соединяется с диагональю как раз на полпути к Эйфелевой башне.

Правило треугольников может показаться более сложным с точки зрения композиции, но результат его использования может быть действительно потрясающим.

20. Золотое сечение

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Золотое сечение – основа построения геометрических пропорций чертежей, картин, архитектурных сооружений, изображений, в том числе фотографий. Знание правил золотого сечение позволяет фотографу правильно скомпоновать изображение, отчего оно становится более естественным и легко воспринимается человеческим глазом. Раньше золотое сечение называли «божественной пропорцией».

На первый взгляд это может показаться сложным, но на самом деле все просто. Это правило чем-то напоминает более сложную версию правила третей. Только вместо обычной сетки, кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото ниже. Это известно как «Phi Grid». Затем вы используете квадраты, чтобы нарисовать спираль, которая выглядит как раковина улитки. Это называется «Спираль Фибоначчи». Квадраты помогают расположить элементы в сцене, а спираль дает нам представление о том, как эта сцена должна развиваться. Это немного похоже на невидимую направляющую линию.

Считается, что правило золотой спирали было впервые открыто в Древней Греции и существует уже более 2400 лет. Он широко используется во многих видах искусства, а также в архитектуре как способ создания эстетически композиций. Особенно хорошо это прослеживается в искусстве эпохи Возрождения.

Это фото было сделано в Венеции. Мост и крупные ступени занимают большую часть кадра слева направо. Спираль Фибоначчи ведет наш взгляд через верхнюю часть моста вниз, к двум женщинам, сидящим подле него.

20-pravil-dlya-idealnoj-fotografii

Золотое сечение может быть использовано в разных направлениях. На этом снимке, сделанном в Праге, спираль ведет нас через мост к замку на дальнем берегу. Другой счастливый случай!

Конечно, невозможно было бы использовать все эти правила одновременно, потом что иначе ваш мозг просто взорвался бы, если бы ему пришлось вспоминать все правила каждый раз, когда вам захотелось бы сделать пару снимков.

Но что вполне возможно — это приложить немного усилий и поупражняться в использовании одного-двух правил каждый последующий раз. Например, поставить цель снять фотосессию, где вы использовали бы правило «кадр в кадре». А потом- другое правило. И так далее.

Через некоторое время вы заметите, что используете все правила, не прилагая больших усилий, потому что они уже закрепились в памяти.

Источник
h/t boredpanda

Добро пожаловать на мой сайт! Я панда-всезнайка, и буду рад рассказывать вам о самых интересных и удивительных вещах в нашем мире. Присоединяйтесь!

Слов нет, это надо видеть:

Стань моим другом и читай мои лучшие статьи в Facebook: